среда, 16 октября 2013 г.

Если ребенок дерется, ломает игрушки...(работа с детской агрессией)



Здравствуйте, уважаемые  родители,  
читатели  и гости  блога! 


        В  своей  практике  мне  приходится  работать  с  детьми, имеющими агрессивные проявления.  Например, ребенок часто дерется, ломает игрушки, просто  причиняет  боль или  себе  или  другим.  Что делать? Искать причины.

     Чаще  всего, агрессия вызвана  целым комплексом  причин: стилем  воспитания в семье (одна  из главных причин), недостаточно сформированными  коммуникативными навыками, отставанием в  речевом развитии. Если ребенок  не  может высказать свою потребность словами - он прибегает к способам, которые работают - и порой  это агрессия: ударил кого-то - отобрал игрушку: сказать ведь не  могу:  дай  мне, пожалуйста. 

     Иногда  бывает, что дети уже  не  верят  в  себя, их так  часто ругают за  свое "плохое"  поведение, что дети перестают  верить в  то, что еще  способны  на  хорошие поступки.
Поэтому  так  важно вселять в  детей  веру  в  себя, в то, что они способны  на добрые  дела. И  таких обращений  к  ребенку  должно быть НАМНОГО  больше, чем порицаний, упреков,  наказаний. Важно помнить, что АГРЕССИЯ  ПРОВОЦИРУЕТСЯ АГРЕССИЕЙ. 

      Хочу  поделиться  упражнением, которое  поможет наладить контакт  с таким  агрессивным ребенком. Игра  называется «Разговор с руками»
(автор И. В. Шевцова; источник: Т.А. Данилина В  мире детских эмоций).

   
      Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.

   Ход игры: если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите оживить ему свои ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

     Примечание: если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

        Эту игру  могут использовать и  родители,  и  педагоги (воспитатели), и психологи (психологам  это известное упражнение). 



24 комментария:

  1. Алён, спасибо за упражнение. Пока читала вспомнились, наверное, все малыши, с ярко выраженным агрессивным поведением... Подумала и сделала вывод, что в последнее время ко мне приходят какие-то мирные дети))) Конечно, вспышки бывают, но в целом всё-таки мирные дети. Интересно, так у меня складывается или в целом малыши стали менее агрессивны? Что скажешь по своим наблюдениям?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, по моим наблюдениям агрессивные дети встречаются не так чтобы очень часто, но в каждой группе (около 20 детей) один да будет, но если есть этот ребенок (даже один), то возникают напряженные ситуации между детьми, между родителями (к сожалению). По моим наблюдениям такие детки чаще всего в младших группах (пока не умеют играть, делить игрушки), а также среди детей, имеющих нарушения речи (это бывает очень очень часто). Вовремя сформированная речь - очень важна, поэтому если ребенок не говорит к 3 годам (или говорит плохо), то родителям не надо ждать 5 лет и уже надо идти к логопеду, искать логопедов которые работают с детьми от 3 лет (очень часто в детских садах - если это не логопедический детский сад работают с детьми только после 5 лет)! Многие считают, что ничего, заговорит....Может и заговорит, но не факт.

      Если дома детей наказывают физически, часто кричат, то наличие агрессии (в том числе вербальной), либо аутоагрессии (на себя) почти неизбежно. Ребенок - зеркало семьи.

      Удалить
    2. родители никогда не соглашаются, что ребенок их зеркалит(( говорят мы нормальные, у нас всё нормально, и в кого он такой... и давай "ребенка лечить"...

      Удалить
    3. да, бывает и такое...Мне нравится одна фраза: "Если хочешь посмотреть кто виноват в чем-то, что случилось с тобой, то посмотри в зеркало".

      Удалить
    4. Очень важно еще как здесь написано, что "они способны на добрые дела"!!!! А у нас, к сожалению, в саду ярлыки всем раздают: "Вася" - злой, плохой, дерется и т.п.... ((( И это дети за воспитателем это повторяют!!!! А "Вася" уже так вжился за три года в этот образ ((( С одного мальчика ярлык такой отпал с приходом нового воспитателя - ребенок совершенно другой стал, а один вот экземпляр у нас так в "плохишах" и ходит ((( Обидно....

      Удалить
    5. Да, Лена, позиция воспитателя очень важна. Ярлыки - это одно из самых негативных явлений не только в ДОУ, но и в школе.

      Удалить
  2. Алена, спасибо за материал! Очень ценный! У нас у Левы года в три была агрессия на бабушку (не постоянно, а периодами) - я так думаю из-за ее жуткой гиперопеки - она ему шагу не давала ступить самостоятельно. Наших доводов бабушка слышать не хотела, но очень переживала, что внук на нее с кулаками набрасывается, поэтому на психолога уговорилась. Всего два занятия понадобились - бабушке ))), чтобы все на свои места встало )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какая продвинутая бабушка - на психолога соласиллась. Она вызывает у меня уважение!

      Удалить
  3. Всегда считала, что всё идет из семьи. И когда родители говорят, что у нас всё нормально, в кого он такой, они просто напросто не компетентны и не могут дать оценку происходящему в семье. Порой сами родители нуждаются в коррекционной помощи психолога. Да и мы, воспитатели, тоже не можем всего знать, бывает и нам очень нужна консультация психолога по вопросам воспитания детей!
    Спасибо, Алена, за то, что делитесь своим бесценным опытом!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, пожалуйста. Ведь все мои статьи (ну или почти все) - это только то, что встречается в практике. Вот сейчас работаю с таким мальчиком "плохишом"(мой личный клиент - не садиковый). Бедный ребенок уже не может поверить в то, что он в принципе хороший, а мама не может поверить в то, что ребенок в 5 лет искренне говорит ей, что очень любит ее.

      Удалить
  4. Очень актуальная тема. Мне в этом году очень повезло в этом плане, в группе 10 "плохишей", родители пришли к нам на перевоспитание детей. Как вам это? Действительно бедные дети, недолюбленные, "брошенные на самостоятельное выращивание" или на попечение пробабушек. Вот они и применяют всю свою изобретательность на то, чтобы привлечь внимание, которого им не хватает в семье (даже отрицательному вниманию некоторые дети рады). Вот тут и нужна вся мудрость и терпение сопровождающих педагогов. Правильно вы заметили что родители не компетентны в вопросах воспитания детей, часто сами имеют проблемы со здоровьем или им просто некогда, нужно зарабатывать.
    Спасибо за такой актуальный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Валерьевна, родители как и педагоги, бывают разными в вопросах компетентности. А вот я что-то не поняла - отдали на перевоспитание в ваш садик...это как? И как сразу 10 детей получили такой ярлык...Непонятно....Спасибо за интерес к теме.

      Удалить
  5. У меня в группе есть девочка, у них хорошая семья, мама, папа и недавно родился маленький братик. Девочка не хочет ничего делать, если мы встаем все после тихого часа,она лежит, если идем на зарядку она сидит на полу и не идет с нами, она может встать на занятии и громко сказать это не интересно, я к вам больше не приду,вы меня никогда не увидите. На прогулке просит ее оставить, не заводить в группу, говорит, наступит ночь, придут волки и меня съедят. Если мы говорим детям, что нужно учить буквы, заниматься и т.д. , скоро в школу, она отвечает,ну и не пойду в школу. И еще говорит , я устала от ваших приказов ( приказами она считает : идем мыть руки и садимся кушать, убираем игрушки, ложимся спать) . Но это еще не все, она рычит , если ей не нравится она корчит лицо и рычит , кидает игрушки.Я думаю,что это из-за появления братика. Девочка умненькая, любит рисовать, я бы даже сказала , очень любит. Хочу посоветоваться с вами , как с психологом. Подскажите , как действовать с девочкой ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, маме необходимо обратиться за помощью к психологу. А педагогам, думаю, что, прежде всего, принять состояние девочки и дать как можно больше любви и заботы, возможность выбора деятельности. .

      Удалить
    2. Алена Валерьевна , спасибо за советы. Вчера эта девочка осталась одна ,всех забрали домой. Она подошла ко мне и говорит мне вы нравитесь,я рисовала девочку ,готовила образец на занятие понедельника,она мне говорит вы красиво нарисовали это я,да. Я ей ответила ,ты думаешь что это ты?она говорит,да,это я. Я люблю играть с вами,будете раскрашивать моими карандашами?и мы вместе раскрашивали рисунок. Пришла мама и она ей сказала ,мы вместе с воспитателем рисовали . И очень довольна,главное детей не ломать.

      Удалить
    3. Татьяна, когда видишь результат своего труда - это большая радость. Я очень рада за Вас. Да, вот такие вот казалось бы простые ситуации: села и рисует - иногда бывают на вес золота!
      Уверена, что ситуация с ребенком изменится. Вы - думающий педагог и обладаете таким важным качеством - ЭМПАТИЯ .

      Удалить
  6. Wonderfull post, intersting article, your job is very important for few children.
    Best for them, greeting from Belgium

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Приятно, что пост показался интересным и важным.

      Удалить
  7. И тема важная, Алена Валерьевна, и игра интересная. Очень важно вовремя протянуть руку помощи родителям такого малыша, не доводить до "ярлыков"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Я это упражнение за последние два дня провела с тремя детьми, имеющими агрессивные проявления и все очень внимательно и увлеченно его выполнили, а потом рассказывали родителям о том, какие у них хорошие ручки! Я работаю так: ребенок сам или с моей помощью обводит ручки, украшает их. Затем на обратной стороне (или на этом же листке я использую картон (причем цвет ребенок выбирает сам) для надежности) записываю то, что говорит ребенок о своих руках "что умеют мои ручки". Как дети любят показывать эти надписи родителям!

      Удалить
  8. Алена, спасибо большое за то, что поделились данной методикой. Если честно, я не ожидала тако-о-ого бурного отклика на эту игру со стороны моего 3-летнего сына. Теперь он очень гордится своими ручками, всё время отмечает их "достижения", которые мы еще не упомянули в игре:) Надеюсь, и главную проблему - эпизодические всплески агрессивности - "Разговор с руками", в комплексе с другими методиками, поможет решить. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо за то, что откликнулись и поделились своим опытом использования этой простой методикой. Вот сколько раз использую ее - каждый раз она мне нравится все больше и больше. И Вам удачи!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Помню, когда мой собственный сын был маленький, мы играли в такую игру... Не совсем так, потому что с методикой я не была знакома, но принцип тот же. Ему очень нравилось. Теперь буду использовать ее со своими первоклашками, ведь, к сожалению, есть такие дети, поведение которых надо корректировать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Решетова13 декабря 2013 г. в 18:01

      Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Да, методика действительно хороша. Рада, что материал пригодится. Я использую эту методику и все дети потом с радостью бегут и мамам показывают свои ручки с надписями и просят: прочитай, прочитай....

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...